Можно ли смешивать импортные масла? Этот и
подобные ему вопросы интересуют многих автолюбителей. Ответ на первый —
к сожалению, нет, даже если это масла фирм «с мировым именем» (Shell,
Mobil, British Petroleum). Каждая фирма производит товарные
масла, добавляя к масляной основе целый комплекс присадок, химический
состав которых держится в большом секрете. Поэтому, много качественных
масел одинакового назначения, изготовленных по требованиям относительно
экплуатационно-технических свойств международной классификации API и
европейской спецификации ССМС-АСЕА, но по технологиям различных фирм,
при смешивании способны создавать смеси низкого качества вследствие
взаимодействия и взаимоуничтожения присадок, то есть «несовместимости»
присадок. Масла разных фирм взаимозаменяемы, о возможности
использования таких масел часто указывают моторостроители. Но это не
значит, что их можно смешивать. Классификация API и спецификация АСЕА
предполагают обязательные одинаковые методы испытания (лабораторные,
стендовые — моторные и т. д.) масел разных фирм. При желании (или
необходимости) моторостроители могут вводить дополнительные испытания
(или более жёсткие условия) к этим классификациям. То же относится к
смешиванию минеральных или синтетических масел (иногда — даже одной
фирмы). Масла синтетические могут иметь состав углеводородного
характера (в таких случаях масла одной фирмы можно смешивать, на что
даёт рекомендации фирма производитель масла и за что она несёт
ответственность), другого химического состава. К сожалению, нередки
случаи, когда при смешивании масел ухудшается их качество. В результате
этого может «застучать» двигатель, поскольку смесь несовместимых масел
превращается в «желе». Ещё более отрицательный ответ на вопрос
о возможности смешивания импортных и отечественных масел, особенно тех,
которые изготовлены с добавкой «отечественных» присадок. Ни продавец,
ни потребитель не знают состава присадок, которые есть в маслах.
Некоторые масла «отечественного происхождения» производятся «фирмами»,
не имеющими даже элементарных знаний по нефтепродуктам. Иногда такими
«специалистами» используются отработанные масла (даже без надлежащей
регенерации) к производству «товарных». При этом и соответствующее
качество. Поэтому советы по поводу возможности смешивания масел надо
давать очень осторожно! Никакие «очистители» («Токрон» и др.)
не способны повысить октановое число бензина. Для этого используют
специальные присадки — антидетонаторы, которые добавляют в процессе
изготовления бензина на нефтезаводах, или добавки. Причиной
детонации (слышен металлический стук во время работы двигателя) и
калильного зажигания (двигатель продолжает работать при выключенном
зажигании) могут быть нагары в камере сгорания. Повышение
компрессии в системе «при введении некоторых добавок» происходит не за
счёт вязкостных присадок, так как они не имеют их в своём составе, а по
другим причинам. Но это уже тема отдельного разговора. Уменьшить угар
масла в старом двигателе и повысить компрессию в цилиндрах за счёт
использования высоковязкостных масел нецелесообразно, поскольу это
приведёт сначала действительно к повышению компрессии в цилиндрах, но
ненадолго. В дальнейшем ремонт двигателя обойдётся дороже. Причиной
«акустического шума» в старом двигателе является его износ. Поэтому,
дешевле обойдётся ремонт с последующим использованием
высококачественного масла. Можно «уменьшить» зазоры добавками, но в
целесообразности этого следует разобраться, чтобы не навредить
двигателю. Теперь по поводу «судовых масел» и возможности их
использования в «дорожных дизелях». Есть разные масла. Специальные
судовые масла для дизелей относятся к группе Е, например, М-16Е30,
М-16Е60, М-20Е60, предназначенной для малооборотных дизелей, работающих
на высокосерном высоковязкостном топливе — мазуте. Эти масла имеют
технико-эксплуатационные свойства (показатели качества), отличающиеся
от показателей качества масел «дорожных» дизелей, поэтому использование
их в автомобильных дизелях невозможно. Имеются судовые масла
группы Д, например, М-10ДЦЛ20, М-14ДЦЛ20, М-14ДЦЛ30, которые
используются в дизелях, работающих на высокосерном топливе. Масла
водостойкие, но имеют повышенное щелочное число и высокую зольность.
Для «дорожных», то есть автомобильных дизелей это — повышенный износ
двигателя, который со временем может не окупиться бесплатным маслом.
Масло М-16ДР для судовых дизелей, которые работают на дистиллятном
топливе — дизельном топливе с повышенной вязкостью сравнительно с
вязкостью «автомобильного» и содержанием серы до 0,5%, могут
использоваться в «дорожных» дизелях летом (для «тяжёлых» грузовых, а не
легковых автомобилей). Надо взять за правило: использовать
соответствующее двигателю высококачественное масло одной марки (по
классификации) и не рисковать смешивать его с таким же синтетическим
(или полусинтетическим) маслом. Двигатель за это отблагодарит надёжной
работой. Не покупайте масло с рук, так как упаковку легко подделать.
|