Можно как бы заранее предположить, что сочинение музыки, как и любого другого произведения (например, написания книги или создания картины)
Можно как бы заранее предположить, что сочинение музыки, как и любого
другого произведения (например, написания книги или создания картины) —
это процесс достаточно интимный, тесно связанный с внутренним миром
человека, его взглядом на жизнь, его эмоциональностью, его стремлениями
и т.п.
А поэтому и отвечать на вопрос «а зачем сочинять музыку?» было бы лучше начать с того, что это дает человеку сочиняющему?!...
...Однако я хочу начать с еще более глубокого вопроса, который определяет значение музыки для человека вообще.
Зачем человеку музыка?
На основе статьи Л. Акопяна http://www.levonabrahamian.am/cntnt/stati/lakopyan.html
Давайте
попробуем перечислить те моменты, когда мы слушаем музыку и
наслаждаемся ей. Здесь я сразу убираю в сторону те ситуации, когда
музыка служит лишь фоном, например, во время еды в ресторане или во
время делания гимнастики. Нет, я хочу здесь сосредоточиться именно на
тех моментах, когда мы специально отводим время на соприкосновение с
музыкой: идем на концерт, на дискотеку (хотя дело здесь музыкой и не
ограничивается, но она довольно существенная составляющая), ложимся на
диван, врубив диск с любимой группой, учимся играть на каком-либо
музыкальном инструменте и т.п.
Существует мнение, что музыка —
это отражение человеческой целостности, поэтому она не поддается
достаточно ясному обоснованию. Например, нельзя сказать, что музыка
нужна для того или для этого, называя при этом что-то конкретное.
Скажем: чтобы уснуть, чтобы потанцевать, чтобы лучше запомнить
информацию, чтобы завоевать признание девушки (если Вы играете на
инструменте), чтобы чем-то занять время и т.д. Во всех этих случаях мы
признали бы совершенно конкретные функции музыки. Мы могли бы даже их
перечислить и составить какую-нибудь классификацию. Но в этом была бы
наша ошибка. И вот почему...
Человек существо противоречивое. Но есть три особенных противоречия:
Логика или эмоции...?
1.
Человек склонен руководствоваться рассудком и логикой, планировать свои
действия и т.п. С другой стороны он зачастую действует крайне
иррациональным образом, когда рассудок уступает место эмоциям, страстям
и т.п.
Сразу хочу показать, каким образом это свойство влияет на восприятие и переживание музыки:
Последняя
всегда включает в себя элемент строгости, четкости и логической
выверенности. Взять к примеру ритм, игру в рамках определенных
музыкальных ладов, логически последовательную смену частей произведения
(начало, развитие темы, проирыш, снова основная тема, концовка и т.п.)
Но
в то же время в музыке всегда присутствует элемент своего рода
импровизации. Здесь я говорю не о чистой импровизации (тема одной из
следующих статей), а лишь об элементе таковой в структуре вполне
логически выверенного музыкального произведения. Сюда относятся
всяческие отклонения от темы, нечеткость ритмического рисунка,
спонтанные повышения громкости (силы звучания), яркие музыкальные
партии в конце композиции (вспомните барабанные дроби и гитарные
тремоло в конце песен heavy metal групп) и многое-многое другое!
Так
вот, если бы музыка соответствовала лишь одной из 2-х перечисленных
характеристик, она была бы неживой — не отражала бы человечекую натуру.
Она была бы либо слишком сухой и техничной, слишком предсказуемой. Либо
же наоборот, слишком неопределенной, неграмотной, негармоничной.
Однако
настоящая музыка соответствует человеческой натуре, а поэтому позволяет
как слушающему, так и играющему выразить в ней все свое переживание
определенности и гармонии, также как и переживание сиюминутных
эмоциональных всплесков. Идем далее и рассмотрим второе человеческое
противоречие:
Движение или покой...?
2.
Человек постоянно стремится к новому, ему нужно все время двигаться
вперед. Однако он же склонен к состоянию покоя, нежеланию что-то менять
в своей повседневной жизни
Существуют музыкальные
произведения, которые движутся как бы от начала и до конца. Таковы,
например, произведения, написанные на тему каких-либо историй,
кинофильмов, и др. «рассказов». В такой музыки все идет пошагово, один
музыкальный фрагмент сменяется другим, затем следует смена темпа (это я
только привожу пример), потом опять предыдущий фрагмент повторяется, но
уже играется по новому, далее переход на другую тональность... Вообщем,
что-то в этом роде... Заканчивается такое произведение либо совершенно
иначе, чем начиналось; либо, напротив, так же как и начиналось, как бы
возвращая слушателя к началу «рассказа».
Примером таких
произведений зачастую служат всяческие длинные концерты, написанные на
темы литературных произведений и т.п. В них очень сильная динамика —
постоянный переход к новым и новым музыкальных «штрихам». Это прямая
противоположность популярным (неважно рок, поп, джаз...) песням, где мы
слышим стандартное: 1 куплет, припев, 2 куплет, припев, соло, припев.
Последнее,
наоборот, соответствует человечекому желанию чего-то повтояющегося,
привычного. Мы можем знать, что сейчас станет петь певец, что сейчас
заиграет гитарист и т.п. Крайние примеры такой статической музыки:
Мною
очень любимые интерлюдии, в которых все время повторяется определенный
мотив. Его можно играть на разных инструментах, и сколько угодно долгое
время, меняя лишь четкость, динамику и еще кое-какие второстепенные
элементы исполнения.
Другой крайний пример — это психоделия и
ей подобные «брахманские запилы» на 30 минут, когда под все время
повтояющийся мотив и ритм музыканты играют все, что только можно — но
по сути одно и то же. Я склонен это выразить как удовольствие от
повторяющегося хаоса. Именно такие музыкальные темы склоняют к
определенным «запредельным» состояниям (не даром в 60-х такая музыка
частенько была рядом с «травкой»).
Но... обычные поп-песни, что
мы слышим по радио относятся к той же категории — определенного, не
идущему никуда музыкальному порядку (или беспорядку).
Что же мы здесь имеем? Настоящая музыка обладает обоими свойствами:
С
одной стороны постоянно развивающаяся (идущая к какой-то цели)
музыкальная тема дает возможность композитору и исполнителю «что-то
сказать» произведением. Слушающему же — прослушать его как тот же
рассказ или историю. Кстати, к такой музыке относятся не только длинные
концерты в классическом жанре, но и вполне современные. Например, песню
«Echoes» из репертуара Pink Floyd и бы отнес именно к этой категории.
Сюда же можно отнести «Концерт для группы с оркестром» Deep Purple.
С
другой стороны музыка дает возможность почувствовать постоянность, как
бы замереть на время, сняв всякое напряжение и, как многие любят в
таких случаях говорить, «прикоснуться к вечности». Ну и, наконец,
последнее третье противоречие:
Индивидуальность или общность...?
3.
Человек всегда, как уже было сказано, имеет свой внутренний мир,
обладает индивидуальностью. Но в то же время он принадлежит к обществу,
он часть чего-то целого
Есть два типа музыки: музыка для
элиты (ее понимают только члены определенной группы или движения) и
музыка для масс (нравится всем, все слушают).
Если музыка
принадлежит лишь небольшой группе людей, а остальными оказывается не
понятой — она подвержена быстрой смерти, поскольку элиты быстро
сменяются. Если же она исключительно направлена давать то, чего
хотят Все, то она также не живет долго, поскольку меняются вкусы,
привычки и т.п. Подумайте, например, куда делись все поп-исполнители
80-х? Конечно это мое субъективное мнение, но я считаю, что о них никто
уже не помнит. Все удивляются, если на телеэкране вдруг засветится
какой-нибудь Глызин или Сташевский. Да, речь тут идет о музыкальных
произведениях, созданных преимущественно «на заказ» публики.
Поэтому
музыка должна быть индивидуальной, или по-другому неповторимой. Она
должна выражать идеи, чувства композитора. Но также давать возможность
и слушающему увидеть какой-то свой особый мир. Очень хорошо эта
индивидуальность проявляется, когда вдруг возникает какое-то новое
музыкальное направление. Пример: The Beatles.
В то же время
она должна выражать нечто такое, что объединяло бы людей, которые ее
играют и слушают. Сложно с примером, но по моему, хорошо иллюстрирует
эту мысль категория западных песен «о любви и мире» (М. Джексон с его
«а-а-а, а-а... у-у-у, у-у...», С. Дион и ее «неперестающее биться
сердце» и т.д.).
Какая она — хорошая музыка?!
Итак,
если учесть, что в каждом из 3-х перечисленных противоречий по два
признака, то хорошая качественная музыка, как можно вывести, обладает 6-ю следующими признаками:
Ясность и четкость: ритм, наличие структуры музыкального произведения, их логическая последовательность и т.п.
Что это дает нам: музыка вносит ясность в нашу жизнь
Спонтанность и элемент импровизации.
Что это дает нам: музыка позволяет нам выразить, что мы чувствуем
Движение, то есть развитие музыкальной темы (проще говоря — разнообразие)
Что это дает нам: музыка помогает ощутить движение вперед
Повторяющиеся фрагменты и возврат к основной теме.
Что это дает нам: музыка вносит в нашу жизнь постоянство и определенность
Оригинальность и индивидуальность.
Что это дает нам: музыка помогает нам создать свой собственный неповторимый мир
Понятность всем — объединяющее начало.
Что это дает нам: музыка нас объединяет
Конечно,
разные музыкальные шедевры не в равной степени обладают всеми этими
признаками. Что-то может преобладать, что-то присутствовать в меньшем
объеме...
Соответственно, если музыкальное произведение
направлено лишь на активизацию в человеке одного или нескольких
природных склонностей (например, почувствовать ритм и станцевать под
него или «закупориться» в собственном мирке никому не понятной музыки),
то она не выражает всю целостность человеческого существа.
Хотя
вместе с тем я не хотел бы быть столь категоричным, поэтому рискну
предположить, что среди этих признаков могут быть такие, которые в
своей совокупности могут возносить музыку на большие высоты даже если
какие-то другие принаки и упущены.
Однако даже и в таком случае
она не несет какую-то одну функцию. Поэтому если Вы любите музыку и
стремитесь к музыкальному развитию... А тем более если Вы стремитесь
играть музыку сами... А еще тем более если Вы подумываете над тем,
чтобы сочинять свою собственную музыку то!.......
...Постарайтесь следовать к той музыке, которая наполняет все Ваше существо!
Так зачем же писать музыку?!
Из
всего, что было сказано выше я попытаюсь вывести некую образную (и
нисколько не претендующую на абсолютность) причину, почему “нужно” сочинять музыку.
Я
сделаю таким образом: возьму за основополагающий элемент достаточно
распространенное утверждение о том, что с помощью музыки можно что-то
сказать (выразить). Затем попытаюсь объяснить, как те признаки, которые
были описаны выше, помогут Вам выразить это что-то при помощи сочинения
музыки. Для начала приведу цитату Шостаковича, где он негодует на тех
людей, которые предпочитают обсуждать музыку больше, чем ее слушать:
“Я
отказываюсь говорить всерьез с сумасшедшими. Обсуждать с ними вопросы
моего поведения. Я пишу музыку. Кто хочет слышать - услышит. В ней все
сказано. Она не нуждается в исторических комментариях. Любые слова о
музыке, в итоге, менее важны, чем сама музыка. Я с ужасом смотрю на
людей, для которых комментарии к симфонии важнее, чем сама симфония.
Главное для таких, чтоб было больше смелых слов. Самое настоящее
извращение все это. Мне не нужны смелые слова по поводу музыки. А нужна
смелая музыка. Правдивая. Надо писать так, чтобы возможно больше
количество порядочных граждан своей и других стран его музыку узнало и
приняло. И через это поняло его страну и его народ. В этом я вижу смысл
сочинения музыки.”
Взято из http://tapirr.livejournal.com/1011339.html
Итак,
ключевыми словами здесь являются “узнало и приняло”. То есть как можно
заключить из этой цитаты, музыка пишется для людей. А для того, кто ее
сочиняет – это возможность выразить нечто так, чтобы другие
(“порядочные граждане”) это нечто действительно узнали и приняли. В
этом случае композитор становится тем же оратором, который “говорит” с
публикой.
В этом же духе говорится и о конфликте Моцарта с Сольери:
Для
последнего в музыке был весь смысл жизни. И став таким единственным
смыслом, она просто напросто стала бессмысленной. Для Моцарта же,
наоборот, музыка была переживанием его жизни. Другими словами
существовали такие смыслы, которые он мог воплотить и донести в музыке.
Еще
один пример связан с рок-музыкой, которая в определенный период времени
несла собой некий протест. Это была музыка, которая боролась за
определенные жизненные принципы (свобода, снятие масок, упразднение
статусов и т.п.). Конечно, сейчас она уже не такая, но... В то время
(60-е, 70-е) она была такой яркой, скорее всего именно по этой причине.
От нее веяло эдаким “бунтарством” против повседневности.
Что же
получается? Музыкальное сочинение призвано донести какой-то смысл,
стать неким выражением того, что задумал ее автор. А слушающая публика
должна это принять – понять этот смысл.
Вернемся к нашим признакам:
с
помощью музыкальной ясности и четкости (опредленного ритма, музыкальной
последовательности, приемов игры и т.п.) мы можем выразить смысл,
заменяя слова музыкальными фразами. Небольшая заметка: я считаю, что
таким смыслом может быть просто красота: Ваша музыка красива и Вы
хотите, чтобы и другие приняли эту красоту. То есть смысл может быть
просто в красоте музыки как таковой (без всякой философии);
с помощью музыки легко выразить чувства и эмоции, которые сопровождают этот смысл;
сочиняя
музыку мы двигаемся вперед (это можно понимать по разному; я например,
предпочитаю понимать под таким движением свое личное саморазвитие –
духовное прежде всего);
сочинив какое-то музыкальное
произведение, мы можем переигрывать его снова и снова, ощущая при этом
покой, определенность – время при этом как бы замедляет свой ход.
Наслаждаемся, говоря проще! А если Ваша музыка еще и признана, то это
двойное удовольствие;
в собственной музыке уж точно проявляется индивидуальность. Написав что-то оригинальное, Вы несете слушателям частичку себя;
поскольку
музыка объединяет, Ваши сочинения могут стать популярными, собрав
вокруг Вас преданную аудиторию слушателей, которые станут разделять
Ваши мысли, переживания, эмоции.
Итак, сочиняя музыку, Вы
можете выражать свои мысли и чувства, духовно развиваться, получать
удовольствие, проявлять свою индивидуальность, собирать вокруг себя
единомышленников!
Есть в этом, правда, некоторый элемент
нагруженности. Ведь когда человек просто сидит и сочиняет музыку
(например, на гитаре), то вряд ли он задумывается над чем-то из
вышеперечисленного (о смысле или о том, чтобы выразить “частичку
себя”...) - он просто сочиняет. Иногда музыка сочиняется сама собой.
У
меня на это есть лишь одно объяснение: все эти признаки, или мотивы,
действуют как одно целое – все вместе. А кроме того, они действуют не
на уровне сознания, а на уровне скорее бессознательного. Ведь музыка –
это творчество, за которое рассудок отвечает мало. Поэтому мои
последние слова такие:
Если у Вас есть желание писать музыку, какую бы то ни было, - делайте это...
...И не ломайте голову над всей той “ахинеей”, что я написал! Хорошо?