Ing-portal
Интересные статьи

Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос

В какую страну Вы хотели бы поехать отдыхать?
Всего ответов: 42
Главная » Статьи » Культура

Можно как бы заранее предположить, что сочинение музыки, как и любого другого произведения (например, написания книги или создания картины)
Можно как бы заранее предположить, что сочинение музыки, как и любого другого произведения (например, написания книги или создания картины) — это процесс достаточно интимный, тесно связанный с внутренним миром человека, его взглядом на жизнь, его эмоциональностью, его стремлениями и т.п.

А поэтому и отвечать на вопрос «а зачем сочинять музыку?» было бы лучше начать с того, что это дает человеку сочиняющему?!...

...Однако я хочу начать с еще более глубокого вопроса, который определяет значение музыки для человека вообще.


Зачем человеку музыка?

На основе статьи Л. Акопяна
http://www.levonabrahamian.am/cntnt/stati/lakopyan.html


Давайте попробуем перечислить те моменты, когда мы слушаем музыку и наслаждаемся ей. Здесь я сразу убираю в сторону те ситуации, когда музыка служит лишь фоном, например, во время еды в ресторане или во время делания гимнастики. Нет, я хочу здесь сосредоточиться именно на тех моментах, когда мы специально отводим время на соприкосновение с музыкой: идем на концерт, на дискотеку (хотя дело здесь музыкой и не ограничивается, но она довольно существенная составляющая), ложимся на диван, врубив диск с любимой группой, учимся играть на каком-либо музыкальном инструменте и т.п.

Существует мнение, что музыка — это отражение человеческой целостности, поэтому она не поддается достаточно ясному обоснованию. Например, нельзя сказать, что музыка нужна для того или для этого, называя при этом что-то конкретное. Скажем: чтобы уснуть, чтобы потанцевать, чтобы лучше запомнить информацию, чтобы завоевать признание девушки (если Вы играете на инструменте), чтобы чем-то занять время и т.д. Во всех этих случаях мы признали бы совершенно конкретные функции музыки. Мы могли бы даже их перечислить и составить какую-нибудь классификацию. Но в этом была бы наша ошибка. И вот почему...


Человек существо противоречивое. Но есть три особенных противоречия:



Логика или эмоции...?


1. Человек склонен руководствоваться рассудком и логикой, планировать свои действия и т.п. С другой стороны он зачастую действует крайне иррациональным образом, когда рассудок уступает место эмоциям, страстям и т.п.

Сразу хочу показать, каким образом это свойство влияет на восприятие и переживание музыки:

Последняя всегда включает в себя элемент строгости, четкости и логической выверенности. Взять к примеру ритм, игру в рамках определенных музыкальных ладов, логически последовательную смену частей произведения (начало, развитие темы, проирыш, снова основная тема, концовка и т.п.)

Но в то же время в музыке всегда присутствует элемент своего рода импровизации. Здесь я говорю не о чистой импровизации (тема одной из следующих статей), а лишь об элементе таковой в структуре вполне логически выверенного музыкального произведения. Сюда относятся всяческие отклонения от темы, нечеткость ритмического рисунка, спонтанные повышения громкости (силы звучания), яркие музыкальные партии в конце композиции (вспомните барабанные дроби и гитарные тремоло в конце песен heavy metal групп) и многое-многое другое!

Так вот, если бы музыка соответствовала лишь одной из 2-х перечисленных характеристик, она была бы неживой — не отражала бы человечекую натуру. Она была бы либо слишком сухой и техничной, слишком предсказуемой. Либо же наоборот, слишком неопределенной, неграмотной, негармоничной.

Однако настоящая музыка соответствует человеческой натуре, а поэтому позволяет как слушающему, так и играющему выразить в ней все свое переживание определенности и гармонии, также как и переживание сиюминутных эмоциональных всплесков. Идем далее и рассмотрим второе человеческое противоречие:



Движение или покой...?


2. Человек постоянно стремится к новому, ему нужно все время двигаться вперед. Однако он же склонен к состоянию покоя, нежеланию что-то менять в своей повседневной жизни

Существуют музыкальные произведения, которые движутся как бы от начала и до конца. Таковы, например, произведения, написанные на тему каких-либо историй, кинофильмов, и др. «рассказов». В такой музыки все идет пошагово, один музыкальный фрагмент сменяется другим, затем следует смена темпа (это я только привожу пример), потом опять предыдущий фрагмент повторяется, но уже играется по новому, далее переход на другую тональность... Вообщем, что-то в этом роде... Заканчивается такое произведение либо совершенно иначе, чем начиналось; либо, напротив, так же как и начиналось, как бы возвращая слушателя к началу «рассказа».

Примером таких произведений зачастую служат всяческие длинные концерты, написанные на темы литературных произведений и т.п. В них очень сильная динамика — постоянный переход к новым и новым музыкальных «штрихам». Это прямая противоположность популярным (неважно рок, поп, джаз...) песням, где мы слышим стандартное: 1 куплет, припев, 2 куплет, припев, соло, припев.

Последнее, наоборот, соответствует человечекому желанию чего-то повтояющегося, привычного. Мы можем знать, что сейчас станет петь певец, что сейчас заиграет гитарист и т.п. Крайние примеры такой статической музыки:

Мною очень любимые интерлюдии, в которых все время повторяется определенный мотив. Его можно играть на разных инструментах, и сколько угодно долгое время, меняя лишь четкость, динамику и еще кое-какие второстепенные элементы исполнения.

Другой крайний пример — это психоделия и ей подобные «брахманские запилы» на 30 минут, когда под все время повтояющийся мотив и ритм музыканты играют все, что только можно — но по сути одно и то же. Я склонен это выразить как удовольствие от повторяющегося хаоса. Именно такие музыкальные темы склоняют к определенным «запредельным» состояниям (не даром в 60-х такая музыка частенько была рядом с «травкой»).

Но... обычные поп-песни, что мы слышим по радио относятся к той же категории — определенного, не идущему никуда музыкальному порядку (или беспорядку).

Что же мы здесь имеем? Настоящая музыка обладает обоими свойствами:


С одной стороны постоянно развивающаяся (идущая к какой-то цели) музыкальная тема дает возможность композитору и исполнителю «что-то сказать» произведением. Слушающему же — прослушать его как тот же рассказ или историю. Кстати, к такой музыке относятся не только длинные концерты в классическом жанре, но и вполне современные. Например, песню «Echoes» из репертуара Pink Floyd и бы отнес именно к этой категории. Сюда же можно отнести «Концерт для группы с оркестром» Deep Purple.

С другой стороны музыка дает возможность почувствовать постоянность, как бы замереть на время, сняв всякое напряжение и, как многие любят в таких случаях говорить, «прикоснуться к вечности». Ну и, наконец, последнее третье противоречие:



Индивидуальность или общность...?


3. Человек всегда, как уже было сказано, имеет свой внутренний мир, обладает индивидуальностью. Но в то же время он принадлежит к обществу, он часть чего-то целого

Есть два типа музыки: музыка для элиты (ее понимают только члены определенной группы или движения) и музыка для масс (нравится всем, все слушают).

Если музыка принадлежит лишь небольшой группе людей, а остальными оказывается не понятой — она подвержена быстрой смерти, поскольку элиты быстро сменяются.
Если же она исключительно направлена давать то, чего хотят Все, то она также не живет долго, поскольку меняются вкусы, привычки и т.п. Подумайте, например, куда делись все поп-исполнители 80-х? Конечно это мое субъективное мнение, но я считаю, что о них никто уже не помнит. Все удивляются, если на телеэкране вдруг засветится какой-нибудь Глызин или Сташевский. Да, речь тут идет о музыкальных произведениях, созданных преимущественно «на заказ» публики.

Поэтому музыка должна быть индивидуальной, или по-другому неповторимой. Она должна выражать идеи, чувства композитора. Но также давать возможность и слушающему увидеть какой-то свой особый мир. Очень хорошо эта индивидуальность проявляется, когда вдруг возникает какое-то новое музыкальное направление. Пример: The Beatles.

В то же время она должна выражать нечто такое, что объединяло бы людей, которые ее играют и слушают. Сложно с примером, но по моему, хорошо иллюстрирует эту мысль категория западных песен «о любви и мире» (М. Джексон с его «а-а-а, а-а... у-у-у, у-у...», С. Дион и ее «неперестающее биться сердце» и т.д.).


Какая она — хорошая музыка?!

Итак, если учесть, что в каждом из 3-х перечисленных противоречий по два признака, то хорошая качественная музыка, как можно вывести, обладает 6-ю следующими признаками:


Ясность и четкость: ритм, наличие структуры музыкального произведения, их логическая последовательность и т.п.

Что это дает нам: музыка вносит ясность в нашу жизнь


Спонтанность и элемент импровизации.

Что это дает нам: музыка позволяет нам выразить, что мы чувствуем

Движение, то есть развитие музыкальной темы (проще говоря — разнообразие)

Что это дает нам: музыка помогает ощутить движение вперед

Повторяющиеся фрагменты и возврат к основной теме.

Что это дает нам: музыка вносит в нашу жизнь постоянство и определенность

Оригинальность и индивидуальность.

Что это дает нам: музыка помогает нам создать свой собственный неповторимый мир

Понятность всем — объединяющее начало.

Что это дает нам: музыка нас объединяет


Конечно, разные музыкальные шедевры не в равной степени обладают всеми этими признаками. Что-то может преобладать, что-то присутствовать в меньшем объеме...

Соответственно, если музыкальное произведение направлено лишь на активизацию в человеке одного или нескольких природных склонностей (например, почувствовать ритм и станцевать под него или «закупориться» в собственном мирке никому не понятной музыки), то она не выражает всю целостность человеческого существа.

Хотя вместе с тем я не хотел бы быть столь категоричным, поэтому рискну предположить, что среди этих признаков могут быть такие, которые в своей совокупности могут возносить музыку на большие высоты даже если какие-то другие принаки и упущены.

Однако даже и в таком случае она не несет какую-то одну функцию. Поэтому если Вы любите музыку и стремитесь к музыкальному развитию... А тем более если Вы стремитесь играть музыку сами... А еще тем более если Вы подумываете над тем, чтобы сочинять свою собственную музыку то!.......

...Постарайтесь следовать к той музыке, которая наполняет все Ваше существо!




Так зачем же писать музыку?!


Из всего, что было сказано выше я попытаюсь вывести некую образную (и нисколько не претендующую на абсолютность) причину, почему “нужно” сочинять музыку.

Я сделаю таким образом: возьму за основополагающий элемент достаточно распространенное утверждение о том, что с помощью музыки можно что-то сказать (выразить). Затем попытаюсь объяснить, как те признаки, которые были описаны выше, помогут Вам выразить это что-то при помощи сочинения музыки. Для начала приведу цитату Шостаковича, где он негодует на тех людей, которые предпочитают обсуждать музыку больше, чем ее слушать:

“Я отказываюсь говорить всерьез с сумасшедшими. Обсуждать с ними вопросы моего поведения. Я пишу музыку. Кто хочет слышать - услышит. В ней все сказано. Она не нуждается в исторических комментариях. Любые слова о музыке, в итоге, менее важны, чем сама музыка. Я с ужасом смотрю на людей, для которых комментарии к симфонии важнее, чем сама симфония. Главное для таких, чтоб было больше смелых слов. Самое настоящее извращение все это. Мне не нужны смелые слова по поводу музыки. А нужна смелая музыка. Правдивая. Надо писать так, чтобы возможно больше количество порядочных граждан своей и других стран его музыку узнало и приняло. И через это поняло его страну и его народ. В этом я вижу смысл сочинения музыки.”

Взято из
http://tapirr.livejournal.com/1011339.html

Итак, ключевыми словами здесь являются “узнало и приняло”. То есть как можно заключить из этой цитаты, музыка пишется для людей. А для того, кто ее сочиняет – это возможность выразить нечто так, чтобы другие (“порядочные граждане”) это нечто действительно узнали и приняли. В этом случае композитор становится тем же оратором, который “говорит” с публикой.

В этом же духе говорится и о конфликте Моцарта с Сольери:

Для последнего в музыке был весь смысл жизни. И став таким единственным смыслом, она просто напросто стала бессмысленной. Для Моцарта же, наоборот, музыка была переживанием его жизни. Другими словами существовали такие смыслы, которые он мог воплотить и донести в музыке.

Еще один пример связан с рок-музыкой, которая в определенный период времени несла собой некий протест. Это была музыка, которая боролась за определенные жизненные принципы (свобода, снятие масок, упразднение статусов и т.п.). Конечно, сейчас она уже не такая, но... В то время (60-е, 70-е) она была такой яркой, скорее всего именно по этой причине. От нее веяло эдаким “бунтарством” против повседневности.

Что же получается? Музыкальное сочинение призвано донести какой-то смысл, стать неким выражением того, что задумал ее автор. А слушающая публика должна это принять – понять этот смысл.


Вернемся к нашим признакам:

с помощью музыкальной ясности и четкости (опредленного ритма, музыкальной последовательности, приемов игры и т.п.) мы можем выразить смысл, заменяя слова музыкальными фразами. Небольшая заметка: я считаю, что таким смыслом может быть просто красота: Ваша музыка красива и Вы хотите, чтобы и другие приняли эту красоту. То есть смысл может быть просто в красоте музыки как таковой (без всякой философии);

с помощью музыки легко выразить чувства и эмоции, которые сопровождают этот смысл;

сочиняя музыку мы двигаемся вперед (это можно понимать по разному; я например, предпочитаю понимать под таким движением свое личное саморазвитие – духовное прежде всего);

сочинив какое-то музыкальное произведение, мы можем переигрывать его снова и снова, ощущая при этом покой, определенность – время при этом как бы замедляет свой ход. Наслаждаемся, говоря проще! А если Ваша музыка еще и признана, то это двойное удовольствие;

в собственной музыке уж точно проявляется индивидуальность. Написав что-то оригинальное, Вы несете слушателям частичку себя;

поскольку музыка объединяет, Ваши сочинения могут стать популярными, собрав вокруг Вас преданную аудиторию слушателей, которые станут разделять Ваши мысли, переживания, эмоции.


Итак, сочиняя музыку, Вы можете выражать свои мысли и чувства, духовно развиваться, получать удовольствие, проявлять свою индивидуальность, собирать вокруг себя единомышленников!

Есть в этом, правда, некоторый элемент нагруженности. Ведь когда человек просто сидит и сочиняет музыку (например, на гитаре), то вряд ли он задумывается над чем-то из вышеперечисленного (о смысле или о том, чтобы выразить “частичку себя”...) - он просто сочиняет. Иногда музыка сочиняется сама собой.

У меня на это есть лишь одно объяснение: все эти признаки, или мотивы, действуют как одно целое – все вместе. А кроме того, они действуют не на уровне сознания, а на уровне скорее бессознательного. Ведь музыка – это творчество, за которое рассудок отвечает мало. Поэтому мои последние слова такие:



Если у Вас есть желание писать музыку, какую бы то ни было, - делайте это...

...И не ломайте голову над всей той “ахинеей”, что я написал! Хорошо?
Категория: Культура | Добавил: Flash777 (30.08.2008)
Просмотров: 426 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Приветствую Вас Прохожий!

Поиск

Друзья сайта