Чай – невероятно древний напиток, и сегодня историки так же
неоднозначны в определении его возраста, как и в определении возраста,
скажем, египетских пирамид: кто-то говорит о трех тысячах лет, кто-то
намекает и на пять тысячелетий. Пожалуй, эта информация утрачена
навсегда. Да и так ли это важно, если сегодня чай признан одним из
самых популярных напитков практически во всех странах мира?
Правда,
традиции употребления этого напитка и сами рецепты чая у разных народов
серьезно разнятся: к примеру, в Центральной Азии – это жутковатое
соленое варево из плиточного чая, молока и жиров, в Средней Азии
кое-где в зеленый элитный чай добавляют соль, а на Тибете – еще и
прогорклое масло, японская и китайская культура славятся употреблением
чистого чая. Самые древние упоминания о листе чайного дерева
относятся к китайской культурной традиции, где чай появляется вместе с
понятиями оседлого земледелия и первой глиняной посуды – в легендах об
отце китайской нации Шень-нуне. Но речь еще не идет о напитке, потому
что в древнекитайских мифах чайный лист выступал в качестве
самостоятельного средства для выведения токсинов из человеческого
организма, а потому его просто жевали. Кстати, с тех древних пор
сохранился рецепт салата с чайными листьями.
Для европейцев
чай стал явлением значительно более поздним: первые свидетельства о
продаже чая относятся к началу XVII века, причем появился он в качестве
напитка лечебного – об этом свидетельствуют, например, аптечные ценники
средневековой Германии. Как напиток светский он столкнулся с серьезными
противниками – любимым придворными дамами какао, тонизирующим кофе,
популярными во всех сословиях пивом и вином. Впрочем, в скандинавских
странах и континентальной Европе чай так и не стал лидером, а вот
островная Великобритания отдала пальму первенства именно этому напитку.
Очевидной причиной такого положения вещей надо считать деятельность
Ост-Индийской компании, ровесницы века и фактической монополистки в
торговле с Индией, которая, в современном понимании, и поставляла в
Англию чай оптом. Нюансы налогообложения сделали этот продукт в
Великобритании значительно дороже, чем во всей Европе, а потому возник
соблазн контрабанды и фальсификаций – вот почему англичане и
употребляли преимущественно черный чай, более дешевый и менее
поддающийся подделке. Удивительно, до чего просто развеиваются мифы о
культурных традициях, стоит лишь заглянуть поглубже в историю! Но
какими бы путями ни шла история, сегодня производство чая является
неотъемлемой частью производства продуктов питания, а ароматные
пакетики чая стали самым привычным явлением в любом доме, офисе, отеле,
поезде, самолете. Предлагает для продажи чай Интернет магазин,
специализированные магазины чая в любом крупном городе – и это значит,
что напиток обладает поистине уникальными свойствами, которые делают
его востребованным многие сотни лет.