эп основался в 1975 году человеком,которого звали Кул Херк (настоящее
имя - Clive Campbell).В клубе "Hevalo" проходила вечеринка и Кул Херк
подключил микрофон и начал во время брейка говорить с танцующей толпой.
Это было вполне в духе ямайкской традиции разговорного рэгги. Толпе
понравилось - ди-джеи взяли практику на вооружение.Сначало дело
ограничивалось обычными выкриками в микрофон по ходу песни,потом
коротенькие лимирики,потом это стало импровизированной поэзией.Как
правило MC зачитывал публике какое-нибудь четверостишье, а потом, чтобы
собраться с мыслями, скандировал что-то типа: Yes Yes Y'all, Yes Yes Y'all, One Two Y'all To The Beat Y'all!
Тогда
это называлось словом "emceeing". Хотя слово "рэп" и описываемая им
ритуальная перебранка существовали в черном фольклоре давным
давно.Вообще рэп стар как мир и в той или иной форме существует в любой
традиционной культуре. В доисламском арабском мире подобный жанр очень
процветал на ярмарках. Кажется смешным,но уже тогда каждый бедуинский
клан выставлял своего поэта-ритора, который начитывал импровизационную
ругань ярковыражено сакрального характера.Ничем,разумеется хорошим это
не заканчивалось.В Древней Греции было состязание,которое назвали "ямб"
и проводилось оно на праздниках в честь Диониса и Деметры.В
древнескандинавской традиции они известны как "mannjafbr" ("тяжба
мужей"), -это был обязательный элемент святочных игр. В одной из
эддических песен, "Песне о Харбарде", в бранном поединке сходятся боги
Один и Тор. Другая песнь - "Lokasenna" - специально посвящена такой
сваре. Там хулиганский бог Локи на пиру богов нарушает ритуальный мир и
начинает со всеми ругаться. В староанглийском языке присутствовало
слово, аналогичное "рэпу", - "yelp". В древнегерманском это "gelp", в
старофранцузском - "gab". Михаил Бахтин в своей великой книжке о
Франсуа Рабле подробно описывает этот самый "gab" на праздничных
парижских площадях.
"Корни собственно рэпа теряются в
африканской традиционной культуре: состязаниях на ритмичность между
детьми и праздненствах культа плодородия. Из последних, видимо, перешли
в рэп ритуальные кощунства, связанные с соитием и оплодотворением, и
другие элементы карнавального действа: иронические славословия и
проклятия. Обрывочные сведения о подобных рэпу состязаниях среди
афро-американцев встречаются давно, но научно рэп и его формы ("dozens"
и "signifying", также называемые "talking shits") были впервые описаны
в 30-е годы в Гарлеме и Южном Бронксе. Подростки соревновались в том,
чтобы как можно четче и ритмичнее симпровизировать по определенным
строго каноническим правилам стихотворный текст, состоящий из
поочередно проговаривавшихся трех четверостиший (отсюда "dozens" -
"дюжины"). Два соперника по очереди во все нагнетающемся ритме
обменивались dozens, пока кто-то один не сбивался либо риторическое
превосходство кого-то не становилось очевидным. Целью рэпа было как
можно сильнее оскорбить противника, а еще лучше - его мать или сестру.
Зачин (первое четверостишие) был посвящен бахвальству: прославлялись
достоинства импровизатора с сильными преувеличениями. Затем следовал
столь же преувеличенный презрительный отзыв о сопернике и удивление,
как он осмелился состязаться с лучшим в мире мастером рэпа, могучим
виртуозом. Дальнейшие четверостишия - а их могло быть сколько угодно -
строились следующим образом: две строки описывали, как стихотворец
якобы обладал матерью соперника, какое при этом испытывал отвращение,
подробности ее физиологии и т.п., а две другие - события жизни
квартала, жизненные наблюдения, идеи "Black Power" и вообще все, что могло придти в голову. Рифмовались вторая и четвертая строка."
Если победитель не выявлялся,то обычно всё заканчивалось массовой дракой.
Этнографы
описывали dozens как ритуал. Психологи же отмечали его сходство с
новейшими психотерапевтическими практиками, при которых тепапевт и
пациент погружаются в транс и врач начинает по полной программе
опускать больного, снимая в нем внутренние зажимы и делая способным к
инсайту. При грамотном подходе после такого сеанса пациент чувствует
себя не униженным, а свежим и полным вдохновения. Стоит вспомнить, что
по статистике самоубийств афро-американцы находятся на одном из
последних мест в мире, - и это при повальной криминальности и
наркомании... "Signifying" отличался от dozens большей свободой
импровизации: применялось синкопирование и намеренное искажение ритма,
при которых импровизатор преодолевал головокружительные по сложности
пассажи, чтобы выбраться из них и вернуться к изначальному ритму.
Signifying близок к русской скороговорке, но с очень сложной
версификацией и доведенной до виртуозности аллитерацией. Такая
скороговорка насчитывает десятки строк, причем верхом совершенства
считается использование единственной рифмы и одной аллитерации на
протяжении всего текста... Вот эти жанры и стали постепенно
расцветать на нью-йоркских дискотеках. Традиции фанк-концертов, на
которых публика поет не меньше, чем музыканты на сцене, обязывали
би-боев перекрикиваться с ди-джеями. Это заставило всех вспомнить про
dozens. Постепенно рэперы стали вылазить к ди-джейскому микрофону и по
очереди начитывать свои темы. Все это, разумеется, делалось
импровизацией - читать по бумажке было бы смертным грехом.Конечно,
каждый рэпер втихаря готовил "домашние задания" - выдумывал рифмы и
темы для следующего пати; Mele Mel, один из первых чтецов, признавался,
что просиживал за этим занятием по полдня. Но зато и отдача была
фантастическая: ранние рэперы проводили у микрофона не час и не два, а
всю ночь - нонстопом... И всю ночь нужно было читать так, чтобы держать
публику в напряжении и "качать" танцпол. "We born to rock the world!" -
пел потом этот самый Mele Mel и в общем не парил.